Незалежность Украины похоронена под Москвой

Читати цю новину російською мовою
Незалежность Украины похоронена под Москвой
355 лет назад Россия приняла в свое лоно Украину. Собранный в полном составе Земской собор 1 октября 1653 года слушал о “неправдах Яна Казимера короля польского” и о “челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского”.

Собор принял решение вести войну с Польшей и удовлетворить просьбу украинского гетмана. Созванная годом позже Переяславская рада провозгласила воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Спустя три с половиной века корреспонденты “МК” побывали на могиле украинского гетмана Петра Дорошенко в Подмосковье.
Уж что меньше всего ожидаешь найти под Москвой, так это могилу украинского гетмана. Действительно, что ему было делать среди москалей, вдали от Днепра и его круч? Вот почему, когда в “МК” пришло письмо читателя, будто в Волоколамском районе он случайно увидел часовню, где похоронен гетман Украины Петро Дорошенко, мы сначала не поверили. Но потом проверили — и поверили. Он — Петр Дорофеевич, “запорожский братэ” и, внимание… прапрапрадед Натальи Гончаровой. Сам Пушкин, приезжая к теще в село Ярополец, ходил “поклониться прапрадедушке”.

В селе Ярополец Волоколамского района могилу Дорошенко нам показал первый попавшийся житель. Аккуратная часовня на высоком берегу Ламы, казацкий крест и — много-много цветов.

Прежде чем отправиться на подмосковную могилу украинского казака, мы постарались как можно больше разузнать о Дорошенко из разных исторических источников. Выяснили, что последний раз о могиле “выдающегося сына украинского народа” писал еще Гиляровский: “Личность его настолько самобытная и привлекательная, что он стал героем нескольких художественных произведений — “Маруся” Марко Вовчок, “Гетман Дорошенко” Старицкой-Черняхивской… ”

Еще дядя Гиляй проливает свет на часовню, где покоится прах гетмана. Первая была воздвигнута в начале 1700-х годов благодаря Святителю Дмитрию Ростовскому — его отец, Савва Туптало, воевал под началом Петра Дорошенко.Со временем тот мавзолей изрядно обветшал и был построен новый — по настоянию Александра Сергеевича Пушкина. А несколько лет назад над гробницей гетмана построили новую часовню — уже силами самостийной Украины. Об этом нам сообщили в народном музее села Ярополец.

Еще мы узнали, что во второй половине ХVII века именно Петр Дорофеевич был большой головной болью и для Москвы, и для Варшавы, и для Стамбула. Поочередно воюя то с одной, то с другой стороной, он умудрялся поддерживать тесные контакты и с донским атаманом Степаном Разиным в его крестьянском восстании 1670 г. Вместе с ним и с кошевым атаманом Запорожской Сечи Иваном Сирко (на знаменитой картине художника Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” он изображен в центре — стоит в белой папахе, схватившись за бока) они планировали поход на Москву.

* * *

Петро Дорошенко считается одним из ключевых гетманов Украины. О нем слагались народные песни (“Попереду Дорошенко, вiде вiйско, вiйско запорiзьке, хорошенько… ”), его борьбе за независимость “нэньки” большое стихотворение посвятил Тарас Шевченко. А уже в наши дни Верховная рада Украины долго дебатировала вопрос: кого из гетманов изображать на гривнах — Мазепу или Петра Дорошенко? Предпочтение все-таки отдали Мазепе.

Многие историки называют Дорошенко самым трагичным гетманом Украины. Понимая, что Малороссия должна жить в мире и дружбе с Россией и искренне стремясь к такому объединению, он тем не менее всю сознательную жизнь воевал с… москалями.

В те годы Малороссия переживала далеко не лучшие времена. После смерти Богдана Хмельницкого, объединившего всю Украину и ставшего в 1654 г. под руку московского царя Алексея Михайловича, в “самостийной” начались междоусобные войны и опять рекой полилась кровь. Украина разделилась на два непримиримых лагеря: Левобережную (восточные области) и Правобережную — центральную часть республики. И там, и сям был свой гетман: левобережный служил московскому царю, а за правобережную воевали Турция и Польша.

Являясь последовательным сторонником Богдана Хмельницкого и стремясь к союзу с Россией, Дорошенко желал быть полным и безраздельным властителем всея Украины. Потому выставлял Москве жесткие условия: Малороссия должна быть неделимой; московиты не вправе вмешиваться во внутренние дела Малороссии — ею должен править один гетман (в этой роли он видел, конечно, себя); Украина должна самостоятельно вести свою внешнюю политику.

Принять такие условия русский царь не соглашался. И Дорошенко — в надежде, что Москва испугается, — за помощью обращался к турецкому султану и крымскому хану. Москва такой “гремучей смеси”, конечно, боялась, но не испугалась.

После гибели гетмана Левобережной Украины Ивана Брюховецкого перед Дорошенко открывалась прямая дорога до гетманства на обеих сторонах Днепра. Сперва дела у него шли довольно успешно: отбиваясь от поляков с помощью татарских орд, он расширил свое господство и на левом берегу Днепра, двинул свои войска против московского воеводы Ромодановского. Но закрепить, так сказать, успех ему не удалось. Неожиданно польская армия широко вторглась в Правобережную Украину, и Дорошенко вернулся в свою ставку в Чигирин — оставив на левом берегу наказным (временным) гетманом Демьяна Многогришного.

За время его отсутствия достигнутое единство Малороссии быстро уничтожилось. В скором времени Дорошенко уже не мог держаться своими силами даже на правом берегу. И в марте 1669 г. передался под власть турецкого падишаха. По договору, заключенному Дорошенко с султаном Мухамедом IV, эта территория переходила под власть Турции, а гетман обязывался оказывать ей всяческое военное содействие.

Этот документ погубил дело Дорошенко в глазах народа. Весной 1672 г. султан Мухамед IV с громадной армией, подкрепленной крымским ханом и войсками Дорошенко, вторгся в Польшу, принудил к сдаче Каменец-Подольский, жители которого были частью уничтожены, а частью захвачены в рабство, и осадил Львов. Поляки заключили с султаном Бучацкий договор, по которому отказывались от своих претензий на Правобережную Украину. Однако украинское население правого берега Днепра, разоряемое крымскими татарами и турками, стало массово переходить в Левобережье. Цветущий край (нынешние Полтавская, Кировоградская, Сумская, Винницкая, Черкасская и др. области), подчиненный Дорошенко, со дня на день пустел …

Осенью 1676 г. тогдашний гетман Левобережной Украины Самойлович и русский князь Ромодановский предприняли очередной поход к Чигирину, к ставке Дорошенко. Лишившись поддержки казачества (у него оставалось всего около 5000 тысяч сабель), Дорошенко решил более не проливать христианской крови. Он капитулировал перед русскими войсками, сложил гетманскую булаву, бунчуки, клейноды и принес присягу на верность московскому государю. После чего был отправлен в Москву и стал “невыездным”, уже никогда более не возвращался на родину.

В 1679 г. Петр Дорофеевич был отослан еще дальше от Украины, где у него по-прежнему оставалось немало сторонников — на Урал, царским воеводой в Вятку. А три года спустя вернулся в Москву и от царицы Софьи Алексеевны за “заслуги перед отечеством” получил крупное село Ярополец под Москвой, 17 окрестных деревень — всего 1000 дворов. Где и умер в 1698 г.

* * *

Как отмечают многие историки, у Петра Дорофеевича была заветная мечта: остаток жизни провести тихо, не вмешиваясь ни в какие бурные военные и политические события. Надо полагать, эта мечта сбылась в Волоколамском уезде. Вернувшись из “почетной ссылки” в 57-летнем возрасте, в Яропольце он женился уже в третий раз — на девице Агафье Еропкиной. На Украине у него остались две дочери и две жены — кстати, одна из них была племянницей Богдана Хмельницкого.

В Яропольце у мятежного гетмана родились трое сыновей: Александр, Алексей и Петр. Об их судьбе нам ничего неизвестно. Мы только знаем, что Алексей получать образование отправился за границу, а младший сын Петр часть отцовского имения в 1717 г. продал графу Григорию Петровичу Чернышову. Его сын, прославленный генерал-фельдмаршал Чернышов, в 1760 г. брал Берлин, ключи от города привез Екатерине II.

Но куда интереснее сложилась родословная по линии старшего сына гетмана — Александра Петровича. Вот что нам рассказала основательница народного музея в селе Ярополец Антонина Павловна Кожемяко:
— Фамилия Дорошенко в наших местах была утеряна, хотя считается, что именно Петр Дорофеевич заложил наш край, ведь все это его бывшая вотчина. Единственная дочь Александра Петровича Катерина, внучка гетмана, вышла замуж за Александра Акимовича Загряжского — близкого родственника Григория Потемкина, фаворита Екатерины. Он построил деревянный дом на берегу Ламы, а в 1786 г. хозяином владения становится их сын — Иван Александрович Загряжский. К тому времени уже женатый и воспитывавший двух дочек.

Неожиданно Иван Александрович получает назначение ехать в Прибалтику, а семью оставляет здесь, в Яропольце. Три года работает там по дипломатической линии, посещает все балы и маскарады, в общем, ни в чем себе не отказывает. И… влюбляется в прибалтийскую немку баронессу Ульрику Поссе. О том, что у него уже есть семья, он ничего не говорит и просит руки баронессы у ее родителей. Те согласия не дают. Тогда он тайком венчается со своей возлюбленной, и они вместе возвращаются в Петербург. Здесь он узнает, что она ждет от него ребенка и везет ее… в Ярополец, к первой (и законной) жене — Александре Степановне.

Представьте такую картину: перед дворцом стоят домочадцы, встречая горячо любимого мужа и отца. А он из кареты выводит Ульрику, которая ничего не знает ни о жене Ивана Александровича, ни о его детях. Она падает в обморок, а он, махнув рукой, говорит: “Это ваше женское дело, разбирайтесь”. Перезапрягает лошадей и уезжает… Ну прямо как его знаменитый прадед, у которого было три жены!

— И как же ладили меж собой обе жены?

— Александра Степановна отнеслась к Ульрике как к сестре, попавшей в беду. Она знала, что ее супруг был повесой, поэтому окружила ее заботой и вниманием. Вскоре от Ивана Александровича у Ульрики родилась девочка, Наталья Ивановна — она станет будущей тещей Пушкина. Наталья Ивановна, т.е. праправнучка Дорошенко, выйдет замуж за Николая Афанасьевича Гончарова, владельца полотняных и парусиновых фабрик. И у них родится Наталья Николаевна Гончарова.

Из дочерей старшей была Екатерина, ставшая женой Дантеса. Наталья Николаевна была младшей из сестер. В декабре 1827 г. она познакомилась с Пушкиным, ей было тогда 16 лет. В письме приятелю Александр Сергеевич писал: “как увидел ее — голова у меня закружилась. Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован”. В скором времени поэт попросил руки дочери у Натальи Ивановны, но ее такой зять совершенно не устраивал…

— Как так?!

— Во-первых, про Пушкина говорили всякое, в том числе, что это его не первая, а 113-я любовь. Во-вторых, Гончаровы к тому времени уже разорялись, нужно было платить по счетам, а Пушкин богатым никогда не был.
Сватовство затянулось на целых 2 года. Только в феврале 1831 г. Пушкин и Гончарова обвенчались в Москве. Так он породнился с Гончаровыми и Дорошенко.

В поэме “Полтава” Пушкин пишет, что казацкая верхушка сама подталкивала Мазепу переметнуться на сторону шведского короля, что его предшественники давно бы пошли войной на Москву:

Когда бы старый Дорошенко,
Иль Самойлович молодой,
Иль наш Палей, иль Гордеенко
Владели силой войсковой.

Возможно, Александр Сергеевич тогда еще не знал, что станет мужем прапраправнучки этого самого Дорошенко.

— Поэт часто бывал в Яропольце?

— Всего два раза. Работая над историей пугачевского бунта (“Мне царь Пугачева писать поручил, Пугач меня мучит безбожно…”), ему захотелось побывать в тех местах, где гуляла пугачевская вольница. Получив 4-месячный отпуск для этой командировки, из Питера он заехал в Ярополец — навестить тещу. Это было 23 августа 1833 г., у нас он провел всего чуть больше суток. Стихов никаких не написал, но 26 августа, уже в Москве, отправит письмо Наталье Николаевне:

“Приехал поздно вечером. Матушка приняла меня как нельзя быть лучше. Чувствует она себя слабо, ходила с палкой. Наутро в сопровождении Семена Федоровича (управляющий имением Гончаровых. — Ред.) ходил на поклонение прапрадедушки Дорошенко. Здесь же сделал упрек Ивану Николаевичу (брату Натальи Николаевны. — Ред.): “Как не стыдно, родичей надо почитать! Могила не ухожена, надо построить часовенку…”

Второй раз он приехал в Ярополец 9 октября 1834 г. 10 октября уже уехал…

— А что вы сами думаете о Дантесе?

— Не так давно к нам в музей приезжал его потомок из Франции, смотрел усадьбу Гончаровых, где жила его прапрапрабабушка — Екатерина Гончарова. Его понимание дуэли — трагическое недоразумение. Я и сама не верю, что Наталья Николаевна крутила с Дантесом, все это злые языки, “свет, опостылевший всем маскарад”. Такого же мнения придерживаются и многие известные пушкинисты. Пушкин и Гончарова любили друг друга до последней секунды.

… Такую вот удивительную историю, где все давно смешалось и породнилось между двумя нашими народами, “рассказала” нам старая могила. Жаль, что не все сегодняшние политики понимают это и по-прежнему ищут счастья где-то на стороне.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Петро Дорошенко (1627—1698 гг.) родился в Чигирине в знатной казацкой семье. Его дед Михаил Дорошенко был гетманом Украины и в 1628 г. погиб в бою с турками. Отец — Дорофей Дорошенко — командовал полком в войске Богдана Хмельницкого.

Получил образование в Киево-Могилянской академии, знал несколько языков, выполнял дипломатические поручения Хмельницкого к московскому царю и шведскому королю.

Начав службу с реестрового казака, в ряды старшинской верхушки Петр Дорофеевич выдвинулся в годы освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. против польской шляхты. В 22 года он стал казаком гетманской сотни, в 26 лет — уже прилуцкий полковник, а чуть позже — черкасский. Участвовал в подавлении промосковского восстания 1657—1658 гг.

В 1665 г. под Богуславом был избран гетманом Правобережной Украины. С первых дней гетманства он стал бороться за единство и независимость Украины.

Был трижды женат, имел две дочери и трех сыновей.

  • 375
  • 06.10.2008 09:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода