США-Россия: новая эра ядерного противостояния

Читати цю новину російською мовою
США-Россия: новая эра ядерного противостояния
В 2009 году завершается срок действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, более известного как СНВ-1. Договор был подписан в июле 1991 года в Москве, но в силу вступил лишь 5 декабря 1994 года.

В 2009 году завершается срок действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, более известного как СНВ-1. Договор был подписан в июле 1991 года в Москве, но в силу вступил лишь 5 декабря 1994 года. Заключен он был сроком на 15 лет с возможной пролонгацией еще на 5 – при обоюдном желании сторон. В мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол, по которому к СНВ-1 присоединились Белоруссия, Казахстан и Украина.

В соответствии с условиями договора, обе стороны обязывались в течение 7 лет сократить количество ядерных зарядов до не более чем 6 тысяч единиц. Лимит на средства доставки составлял 1600 единиц (развернутые межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты, подводные ракетоносцы и тяжелые бомбардировщики вместе взятые). Производство, испытание и разв ёртывание баллистических ракет воздушного запуска запрещалось, равно как и подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет (в том числе размещаемых во внутренних водах), а также орбитальных ракет. Все мобильные грунтовые комплексы должны были базироваться только в ограниченных районах с указанием названий и географических координат.

В декабре 2001 года Россия и США заявили, что выполнили все свои обязательства по СНВ-1. По данным военных экспертов, Россия имела 1136 носителей и 5518 ядерных боезарядов, США — 1237 носителей и 5948 зарядов.

После этого в мае 2002 года был подписан так называемый Московский договор между РФ и США, известный также как договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он регламентирует количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве. Лимит — 1700-2200 зарядов для каждой из сторон. Договор вступил в силу с июня 2003 года (когда его ратифицировали президенты обеих стран), а срок его действия истекает 31 декабря 2012 года. При этом и Россия, и США могут выйти из договора, предварительно уведомив противоположную сторону за 3 месяца до этого.

Этот договор лишен целого ряда важных положений. Во-первых, не оговорены условия постоянных взаимных проверок и контроля за выполнением договора; во-вторых, речь идет лишь о развернутых зарядах (количество складируемых не лимитируется); контроль за сокращением до оговоренного уровня предусмотрен не ранее срока истечения договора.

По состоянию на 1 января 2007 года в составе стратегических ядерных сил России находился 741 носитель; это количество могло нести до 3821 боезарядов.

Еще в прошлом году российская сторона заявляла, что московский договор является лишь промежуточным, поскольку не затрагивает проблему сохранения режима сокращения средств доставки ядерных зарядов, а во-вторых, касается только развернутых боезарядов. Если они не развернуты, а находятся на хранении – им можно иметь сколько угодно. Таким образом, в случае угрозы конфликта ядерный кулак легко увеличить за сравнительно небольшое время – требуется лишь обеспечить заряды средствами доставки. Именно поэтому так важно, чтобы на смену СНВ-1 пришел бы другой договор, гарантирующий общее сокращение всех боезарядов и средств их доставки. Одного контроля над имеющимися запасами ядерного оружия уже недостаточно.

В апреле и декабре текущего года состоялись очередные раунды переговоров по вопросам СНВ и ПРО. Безрезультатно. Диалог об этом Россия ведет с США вот уже четвертый год, а «воз и ныне там». США стараются вывести за пределы обсуждения наземные МБР, БРПЛ (ракеты на подводных лодках) и тяжелые стратегические бомбардировщики неядерного оснащения. И к тому же не хотят предоставлять информацию о том, где они базируются. В результате ни о каком сокращении средств доставки говорить не приходится – ведь оснастить стратегический бомбардировщик ядерным оружием проблемы не составляет. И позитивных предложений от американской стороны не поступает.

Российская сторона надеется, что новое американское руководство займет более конструктивную позицию. Эти надежды разделяются, можно сказать без преувеличения, всем человечеством. Однако в команде Барака Обамы – люди, активно работавшие и при Клинтоне; как раз тогда, когда США поставили на повестку дня вопрос об отмене ограничений, которые налагал на них договор по ПРО (пусть и осуществлено это было уже при Буше). В этих условиях едва ли приходится рассчитывать на то, что Россия встретит понимание в своих предложениях сокращать не только боезаряды (причем уничтожать, а не складировать), но и средства их доставки. США выгодно «заменили» договор по ПРО на СНП. Выгода здесь прямая: количество российских боезарядов и средств их доставки к 2012 году значительно сократится. В ближайшие 3-5 лет ожидается вывод из эксплуатации около 200 ракетных комплексов МБР с разделяющимися головными частями (ракеты РС-18 и РС-20), которые стоят на вооружении уже больше четверти века. А темпы переоснащения российских ядерных сил комплексами «Тополь-М» далеки от желаемых.

Источник: Point

  • 49
  • 18.12.2008 17:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода