Корпоративный фашизм: как издеваются работодатели

Читати цю новину російською мовою
Корпоративный фашизм: как издеваются работодатели
Работники российских фирм в кризис особенно рьяно держатся за свои места. Они готовы терпеть практически любые причуды своего начальства. «Труд» приводит несколько ярких примеров самодурства работодателей.

Мужчины не должны вонять

В крупной российской аудиторской компании всех мужчин обязали иметь недельный набор рубашек. В летний период сотрудники обязаны каждый день приходить в свежей сорочке, в зимний — раз в два дня. Приобретать одежду сотрудники должны были за свой счет. «Один из топ-менеджеров у нас женщина, — рассказывает сотрудник компании Илья, — она посчитала, что мужики в офисе плохо пахнут и позорят фирму, вот и вынудила всех обновить гардероб». Среди сотрудников нашлись те, кто возмутился требованием руководства. Им пригрозили увольнением или штрафами в случае невыполнения распоряжения. Никто не осмелился ослушаться.

Почта для всех

В одной из московских интернет-компаний общая электронная почта. «Все, что приходит одному сотруднику, видят и остальные», — рассказывает одна из сотрудниц. Директор утверждает, что это сделано для того, чтобы сотрудники более тесно взаимодействовали друг с другом. На деле так и получается: каждый ворует друг у друга ценные контакты. А руководители не отстают: пристально следят, сколько каждый сотрудник потратил на обед, насколько задержался в туалете. Для этого все выходы и входы снабжены специальными замками, которые открываются именными магнитными ключами. Маршрут передвижения каждого отражается на компьютере охранника.

Бокс по приказу

Сотрудники столичной фирмы по установке систем безопасности пострадали из-за увлечения своего начальника силовыми видами спорта. «Он нас обязал ходить в спортзал, причем не меньше двух раз в неделю, — делится своими проблемами 46-летний инженер компании Сергей, — вы, говорит, занимаетесь обеспечением безопасности, и я не потерплю людей с животами». Генеральный директор сам вызвался выступать в роли тренера, кроме того, он договорился с залом недалеко от работы, и с его сотрудников не брали за занятия ни копейки. Но радости подчиненным эта физкультура не принесла. «Мы себя солдатами какими-то чувствовали, он нас гонял до седьмого пота, а тем, кто приходил на работу в понедельник „после вчерашнего“, вообще грозил увольнением», — жалуется Сергей. Главная претензия персонала — они не охранники, а инженеры и программисты, кроме того, взрослые люди, и им не надо устраивать принудительные занятия. После месяца тренировок «спортивный» работодатель лишился трети коллектива, люди просто перешли от самодура к конкурентам.

Запретная еда

В январе Маргариту сократили из строительной компании, где она трудилась инженером чуть больше года. Новую работу девушка нашла быстро: это было предприятие, которое занималось производством строительных материалов на окраине столицы. Однако уже на следующий день радость девушки испарилась: в компании были очень странные порядки. Оказалось, что сотрудникам нельзя есть и пить во время работы. За этим пристально следил заместитель генерального директора, словно его обязанностью и было обходить кабинеты каждые полчаса. Для Маргариты, которая привыкла попивать чай или кофе прямо за компьютером, это было дико. Есть разрешалось только в столовой в строго отведенное время — с 13.00 до 13.45. Разговоры и совместные походы в курилку тоже запрещались. Из-за таких правил у сотрудников появилась «добрая» традиция стучать друг на друга (это всячески поощрялось), чтобы не лишиться премии. «Сотрудники смирились с такими законами, идти против начальства не смеет никто, — говорит Маргарита. — Большинство из них — жители Подмосковья, найти работу в своих городах или деревнях им сложно».

Работа или мясо

Весь персонал одной из московских компаний по продаже испанской и итальянской мебели превратился в вегетарианцев. «Наша директриса, — негодует секретарь-референт фирмы Ирина, — просто зверь! Она повернута на здоровом образе жизни». Сначала женщина запретила сотрудникам курить, причем не только в здании, но и возле него. Потом запретила держать в офисе спиртные напитки. Апогеем стал перевод сотрудников с мясного на вегетарианское меню в офисной столовой. «Я терпеть не могу овощи, я мясоед! По какому праву эта тетка заставляет меня есть то, что я ненавижу?» — возмущается Ирина. Правда, несмотря на недовольство, из компании еще никто не уволился, поскольку зарплаты там выше, чем в среднем по рынку. Получается, что за лишние деньги люди готовы сносить кулинарные издевательства.

180 долларов в час

В одной из московских торговых компаний опоздание на работу карается штрафом. За каждую минуту задержки — 3 доллара пени. «На 30 минут опоздал — на работу можешь не приходить», — рассказывает работник компании Андрей. Здесь принято работать без обеда и задерживаться допоздна. На тех, кто уходит вовремя, смотрят косо. Андрей отмечает, что директор департамента любит ставить временные рамки, за которые сотрудник должен решить вопрос. К примеру, дают 5 минут, чтобы уладить проблемы взаимодействия с компанией в удаленном городе. Андрею приходится писать несколько десятков писем в день и делать столько же звонков. Корпоративные неудобства в компании компенсируют большой зарплатой. Например, Андрей получает 80 тысяч рублей в месяц. И даже с учетом 20-процентных штрафов, по его словам, на конец месяца выходит неплохо.

Плата за бармена

Недавно Соня устроилась на работу в караоке-бар официантом. Согласно правилам, все девушки, работающие в смену, должны складывать свое вознаграждение в отдельную от кассы коробочку. Утром, когда девушки уходят домой, их чаевые вместе с выручкой забирает бухгалтер. Там весь заработок суммируется, делится на всех поровну и отдается официанткам в день зарплаты. Странность в том, что из этой суммы производятся вычеты недостач по всему заведению. «Бармен может и торговать мимо кассы, и выпивать после смены те напитки, которые он хочет, за счет официантов», — возмущается Соня, но увольняться не собирается. Она подбивает своих коллег на то, чтобы присваивать себе часть чаевых. Только пока не может придумать, как: официанток постоянно снимают камеры.

Чем рискуют работодатели-фашисты

Татьяна Лебедева
, HR-директор компании Google:

 — В IT-компаниях обычная практика, когда у сотрудников гибкий график и свободная форма одежды. В данном случае это позволяет работникам трудиться более эффективно. Конечно, перед каждым человеком ставится определенная задача, но он сам планирует, как ему достигнуть цели. Что касается компаний, которые диктуют своим работникам жесткие правила поведения, то они рискуют. Высококвалифицированный специалист с опытом работы может просто не вытерпеть такого обращения и уйдет из компании. И тогда руководству придется тратиться на поиск и, возможно, обучение нового сотрудника. А иногда и найти работника бывает трудно — слухи о правилах распространяются быстро.

Руслан Ильясов, HR-директор компании «Эльдорадо»:

 — Мы на рабочих местах не едим. Это негигиенично и неуважительно по отношению к посетителям и коллегам. На рабочем столе не должно быть бардака и кусков вчерашнего торта. Сотрудники нашей компании обедают только в кофе-зонах. Это обычное требование к сотрудникам любого нашего офиса. Есть общепринятые нормы отношений между сотрудником, его коллегами и работодателем, которые действительно надо соблюдать. Например, в большинстве офисов не принято носить яркую одежду, аксессуары и украшения. Офисным сотрудникам, которые общаются с клиентами, рекомендовано носить строгие деловые костюмы, а мужчинам — еще и галстуки. Часто в офисах установлено „правило общежития“ — не мешать друг другу: не включать громко музыку и переключать телефон в беззвучный режим. Конечно, во всем нужно соблюдать меру. Не надо крайностей! Например, заставлять всех сотрудников-мужчин носить только белые рубашки — это уже слишком.

Кристина Игнатович, заместитель исполнительного директора по управлению персоналом группы «Синтез»:

 — Тактика навязывания корпоративных правил характерна для компаний, производящих и продающих товары повседневного спроса. Чаще всего — российских, которые неумело копируют иностранные корпоративные порядки. Как правило, это не слишком действенно. Хотя для некоторых категорий работников жесткие временные рамки могут быть хорошей мотивацией. В первую очередь это относится к тем сотрудникам, чья работа напрямую связана с людьми, например к кассирам или работникам торгового зала. Их рабочее время достаточно строго регламентировано, а иначе не получится организовать процесс. То же относится к рабочим и мастерам на производственном предприятии. А вот более высокоинтеллектуальные работники — маркетологи, сотрудники отдела кадров, менеджеры по продажам, аналитики — не должны работать по строгому графику. Для них главное — конечный результат, та польза, которую они приносят компании, а не формальное количество отработанных часов.

Источник: Труд

  • 551
  • 18.07.2009 21:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода